Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7-8 классов во внеклассной деятельности по информатике » Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы

Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы

Страница 3

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности, которые заключаются в способности:

видеть проблему там, где её не видят другие;

сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

легко ассоциировать отдалённые понятия;

памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

гибко мыслить;

выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

легко генерировть идеи;

к творческому воображению;

дорабатыввать детали, совершенствовать первоначальный замысел [32].

Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. С. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

Умение видеть целое раньше частей.

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие компоненты:

способность рисковать;

дивергентность мышления;

гибкость в мышлении и действиях;

скорость мышления;

способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

богатое воображение;

восприятие неоднозначности вещей и явлений;

высокие эстетические ценности;

развитая интуиция.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru