Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 5

При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить самостоятельное употребление их в речи. Для этого мы ребенку предлагали закончить предложение, добавить недостающее по смыслу слово. Например: «У лисы хвост длинный, а у зайца… короткий. Белка по веткам прыгает, а змея по земле… ползает. Петух кукарекает, а кошка… мяукает». Например: Таня Н. правильно ответила на вопрос «У лисы хвост какой? А у зайца?».

Таким образом, нами было выявлено умение правильно употреблять грамматические формы, объем словаря. В основном у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пассивный словарь преобладает над активным.

Обследование по методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [20], проводили индивидуально с каждым ребенком (беседа не превышала 15 минут). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто дали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.

Задания предлагались детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Для проверки уровня речевого развития детей мы широко использовали наглядность. Вопросы формулировали доступно, особенно была важна точность формулировки вопросов при выполнении речевых заданий на выявление:

- умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

- способности к точному употреблению слов;

- навыков составления разных типов высказываний (конкретные данные по каждому из детей представлены в протоколах, помещённых в приложениях № 2, №3).

По методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. дети, принимавшие участие в эксперименте, показали следующие результаты (Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню развитию словаря; 44-22 баллов – среднему уровню развитию словаря; менее 22 баллов – низкому уровню лексического развития). (См. таблицу № 1)

Таблица №1

Уровни развития словаря детей обследуемой группы на констатирующем этапе (по методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В.)

высокий

средний

низкий

 

Юля К.

Таня Н.

Костя Ж.

Марина Л.

Денис М.

Миша Б.

Лиза Н.

Света Ж.

Никита Ф.

Алина М.

Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №1.

Диаграмма № 1

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании никто из детей не показал высокий уровень развития активного словаря. Также видно, что в обследуемой группе 40% детей показали средний уровень развития активного словаря (Юля К., Таня Н., Костя Ж., Марина Л.).т.е. при ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов. В то же время большее количество детей имеют низкий уровень развития (Денис М., Миша Б., Лиза Н., Света Ж., Никита Ф., Алина М.) говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru