Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
I. Можно выделить следующие основные задачи, решаемые при изучении стереометрии:
развитие и закрепление содержательных линий, начатых в неполной средней школе; обобщение основных математических методов на случай пространства;
изучение основных свойств пространственных фигур;
овладение навыками изображения пространственных фигур на плоскости на основе свойств параллельного проектирования;
развитие логического мышления, пространственных представлений учащихся при решении задач и доказательстве теорем курса стереометрии.
В изучении стереометрии в школе можно выделить два основных этапа:
1) Формирование первоначальных представлений о пространственных фигурах (1–9 классы);
2) Систематический курс стереометрии (10–11 классы).
Систематический курс стереометрии, на изучение которого отводится приблизительно по 70 часов в десятом и одиннадцатом классах, предусматривает рассмотрение следующих тем:
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия.
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
Координаты, векторы, геометрические преобразования в пространстве.
Многогранники.
Тема вращения.
Площадь поверхностей и объем геометрических тел.
Изображение пространственных фигур на плоскости.
В действующих учебниках ставятся разные содержательные акценты при изучении стереометрии.
Учебник Атанасяна: материал различных по содержанию вопросов часто включается в одну главу (фузионизм). При этом наблюдается частая повторяемость материала, обращение к уже знакомым вопросам. Большое внимание, чем у Погорелова, уделяется векторам, движению к координатам.
Учебник Погорелова: отличается четкой логической структурой, меньше внимания векторам и геометрическим преобразованиям. Это подспудно несет в себе опасность затушевывания естественных связей между темами.
Выделим некоторые методические особенности изучения стереометрии.
Курс стереометрии полностью опирается на курс планиметрии.
большинство задач курса сводятся к решению планиметрических задач, соответственно все недочеты, имевшие место при изучении планиметрии, ощущаются и при изучении стереометрии.
Следовательно, для успешного изучения стереометрии учитель должен постоянно возвращаться к планиметрическому материалу; перед изучением той или иной теоремы необходимо повторять нужные планиметрические сведения.
2. В стереометрии принципиально другой подход к геометрическим построениям.
Если при изучении планиметрии учащиеся пользуются чертежами, которые дают явные представления об изучаемом объекте, то в стереометрии нет чертежных инструментов, которые позволяют изобразить пространственные фигуры. Здесь мы имеем дело не с самим объектом, а лишь с его изображением.
Каждая стереометрическая задача является одновременно задачей на построение изображения фигуры с помощью свойств параллельной проекции. Это требует от учащихся значительно больших усилий, чем их требуется при решении планиметрических задач.
3. В курсе стереометрии уделяется большое внимание логической стороне проводимых умозаключений; приходится обосновывать каждый свой вывод, четко устанавливая предпосылки.
4. Программа по стереометрии предполагает более быстрый темп прохождения материала, чем в планиметрии. При этом времени на решение задач требуется гораздо больше, соответственно более значительное место занимает самостоятельная работа школьников. Необходим тщательный подбор заданий на уроке – включать только самое необходимое.