Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
задачи обучения и воспитания;
средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);
методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);
поведение занимающихся и преподавателя;
характер и величину тренировочной нагрузки;
некоторые элементы техники выполнения движений;
тактические действия;
величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;
количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например фото - и киносъемку.
Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо педагогического явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Выразительность движений, их мягкость, наличие рационального расслабления или, наоборот, скованности - все это объективно существует, но не поддается строгой визуальной оценке и фиксации. Тем не менее в этих сложных условиях исследования есть специфические приемы объективизации педагогических наблюдений. Суть их сводится к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими экспериментаторами, которые, не общаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Такое наблюдение наиболее объективно, а потому и наиболее предпочтительно при любых педагогических исследованиях. В этом случае используется тот же принцип, что и в судействе "на впечатление" в спортивной гимнастике, акробатике и в других видах спорта.
Однако для научных исследований использование принципов судейства оказывается недостаточным, и при обработке полученных педагогических оценок прибегают к специальным математическим приемам (непараметрическим методам математической статистики), позволяющим определять степень совпадения оценок, даваемых разными наблюдателями. Если это совпадение достаточно велико, полученные данные можно считать вполне объективными.
Из сказанного можно заключить, что основным условием успешности любого педагогического наблюдения являются, во-первых, выбор объекта наблюдения и, во-вторых, анализ и оценка учебно-воспитательного процесса.
Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования. Они диктуют не только то, какой элемент обучения будет взят под наблюдение (например, использование технических средств обучения на уроке, формы организации занятий и т.п.), но и то, на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет преподаваться. Наблюдение следует проводить на занятиях не только педагогов высокой квалификации, чтобы сделать их опыт достоянием других, или педагогов средней квалификации, чтобы получить данные о работе основной массы преподавателей, но и на занятиях тех, у кого еще не сформировался свой стиль деятельности.