Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Воспитание – это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
Воспитание – это
целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
Идентификации.
Драматизация.
Осознавание.
Сублимация.
Вытеснение, изгнание образа.
Идентификация:
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация – принятие внутрь себя.
б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ
Этапы идентификации:
идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)
идентификация с полом ( дети стараются быть похожими на родителей)
идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога :
организация воспитывающей среды.
перевод социальной ситуации развития в педагогическую .
Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
среда
личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
создание напряженной эмоциональной ситуации;
блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )
Приемы инициирования драматизации:
театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.