Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение природы Ребенка, который приходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право быть здоровым. Становление Человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе
Думается, что национальные проекты "Образование", "Здоровье" при их реальном воплощении в жизнь могут обеспечить благоприятную возможность для устранения ухудшающейся тенденции в состоянии здоровья школьников. В этом контексте, по мнению многих авторов [2, 3, 5, 6 и др.], роль валеологического сопровождения образовательного процесса может оказаться определяющей [3].
За последние годы отечественными учеными были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие.
– повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;
– соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;
– проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;
– проведение систематической коррекции психических функций учащихся;
– совершенствование форм проверки знаний учащихся;
– оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки.
Ряд авторов рассматривают валеологическое сопровождение как "систему взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей".
Кроме того, валеологическое сопровождение включает в себя индивидуальное и общее сопровождение образовательного процесса, сопровождение отдельных направлений работы в школе
Индивидуальное сопровождение – диагностическая работа: определение адаптационных возможностей учащихся, оценка их здоровья и развития, постоянное наблюдение за состоянием самочувствия детей, помощь ребенку в выборе оптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, помощь валеолога, психолога при проблемах адаптации к учебной нагрузке [11].
Общее сопровождение включает внедрение валеологических рекомендаций в учебный процесс, разработку новых рекомендаций, разнообразные исследования и анализ полученных данных, практическое использование результатов исследования для оптимизации образовательного процесса, участие валеологической службы в работе по основным направлениям функционирования школы
Сопровождение отдельных направлений работы – это организация валеологической службы образовательного учреждения, прослеживание общих закономерностей течения образовательного процесса
В формировании системы валеологического сопровождения образовательного процесса можно условно выделить три группы принципов: