Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
- стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;
- обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.
Но необходимо помнить, что соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Таким образом, знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними [5].
Написав данную работу, можно сделать вывод, что формирование физической культуры личности является целью физической культуры. Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы образования, являются ориентированные на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие ценностные ориентации на здоровый физически активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В конечном итоге общее физкультурное образование должно формировать мировоззрение здорового и обязательно физически активного образа жизни. Именно физическая культура личности соответствует правовым, методологическим и дидактическим основаниям цели одноименного учебного предмета. Поэтому формирование физической культуры личности было определено как цель учебного предмета «Физическая культура».
Сущность понятия физическая культура личности представляет особый определенный научный интерес в плане ее актуальности и актуализации – перевода из состояния желаемого будущего в состояние реальности.
Попытки определить сущность физической культуры личности предпринимались на протяжении 20-го века, и сформировалась как "осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма".
Определив сущность физической культуры личности, мы раскрыли суть ее основных структурных компонентов. Таковыми являются:
· аксиологический компонент;
· операциональный компонент;
· личностно-творческий компонент;
· потребностно-мотивационный компонент;
· эмоционально-волевой компонент;
Были рассмотрены следующие задачи формирования физической культуры личности:
· Естественно-культурные;
· Социально-культурные;
· Социально-психологические.
Основными методами, применяющимися при формировании физической культуры личности, являются:
1.
Методы, направленные на приобретение знаний:
· Словесные методы:
ü Рассказ
ü Описание
ü Объяснение
ü Беседа
ü Разбор
ü Указание
ü Оценка
ü Команда
ü Подсчет
ü Самопроговаривание
ü Идеомоторная тренировка
ü Словесная саморегуляция
· Методы обеспечения наглядности:
ü Метод непосредственной наглядности
ü Метод опосредованной наглядности
ü Методы направленного прочувствования двигательного действия
ü Методы срочной информации
2.
Методы овладения двигательными умениями и навыками:
· Метод разучивания упражнения по частям (расчленено – конструктивный)
· Метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный)
· Метод сопряженного воздействия
3.
Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей:
· Равномерный метод:
ü Метод длительной равномерной тренировки
ü Метод кратковременной равномерной тренировки
· Переменный метод
· Повторный метод
· Интервальный метод
· Круговой метод
· Игровой метод
· Соревновательный метод.
Приложение
Таблица 1 – Элементы физической культуры личности (по М.Я. Виленскому и Г.М. Соловьевой, 2001)
№ п/п |
Основные составляющие |
Компоненты качеств |
Признаки качеств |
1 |
Знания и интеллектуальные способности |
Объем |
Эрудиция |
Научность |
Степень абстракции Обоснованность | ||
Осознанность |
Степень осознанности Степень к переносу | ||
Умения |
Способность к объяснению Уровень усвоения | ||
2 |
Физическое совершенство |
Физическое развитие |
Морфофункциональные показатели Функциональные признаки Психомоторика Физические качества |
Двигательные умения Контроль сознания |
Репродуктивный уровень усвоения | ||
Двигательные навыки |
Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность | ||
Физическая подготовленность |
Эталон Результат Динамика | ||
Мотивы |
Социально – значимые Педагогически – значимые Личностно – значимые | ||
3. |
Мотивационно – ценностные ориентации |
Интересы |
Спортивные Физкультурно-оздоровительные |
Установки |
Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность | ||
Убеждения |
Степень осознанности | ||
Потребности |
Самоутверждения В социальных связях Безопасности Защищенности Физиологические | ||
4. |
Социально-духовные ценности |
Нравственность Эстетика |
Физкультурно-спортивная этика и культура Чувство прекрасного Чувство красоты |
Отношение к труду Мировоззрение |
Трудолюбие Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни |
Отказ от вредных привычек Системность Научная основа | ||
5. |
Физкультурно-спортивная деятельность |
Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование |
Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |