Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности » Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте

Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте

Страница 2

На основе проведенного исследователями эксперимента по сборке большого куба из отдельных, разных по размеру кубиков (куб Линка), авторы выделили три вида целенаправленности [34, 103].

Стойкая деятельная целенаправленность проявлялась в ярко выраженном активном отношении к цели, инициативных попытках ее достижения в ходе всей работы. Дети ни на минуту не допускали возможности оставить задание незавершенным. Они неуклонно искали решения, несмотря на столкновение с многочисленными затруднениями. Последние не делали цель менее, желанной. Дети этой группы тратили на выполнение задания больше других времени (50—60 минут), сосредоточенно и настойчиво подбирали кубики, подчас неоднократно возвращаясь к началу. Их характеризовала самостоятельная активность.

Второй вид авторы обозначили как мало активную целенаправленность, нуждающуюся в руководстве. Дети, вошедшие в эту группу, отчетливо проявляли заинтересованность в достижении успеха, но по ходу работы и в случае затруднений прибегали не к собственным усилиям, а к помощи взрослого. Примечательно, что одни при этом сознательно обращались за помощью, задавая вопросы «Так?», «Этот кубик?», «А с краю должно быть три стороны?», другие же бездумно манипулировали кубиками, поглядывая па экспериментатора или просто останавливаясь в. ожидании его мнения, И хотя как первые, так и вторые, из этой группы шли к цели по сути на подсказках и подталкиваниях, в характере их деятельности видны отличия: первые, требуя одобрения своих действий или конкретных указаний, все же проявляли активность, а вторые больше были инертными, Иначе говоря, первые старались сложить куб, но мало полагались на себя, для вторых решение, становилось возможным только при помощи непосредственного руководства взрослого. Вместе с тем ни те, ни другие не проявляли тенденции прекратить попытки, пока не предлагалось этого сделать,

Таким образом, дети с мало активной целенаправленностью не могли самостоятельно, без посторонней помощи мобилизовать себя на достижение цели.

Потребность дошкольника в одобрении взрослого нашла выражение в обоих названных видах целенаправленности. Дети со стойкой целенаправленностью тоже нередко спрашивали, правильно ли выполняют. Но отсутствие ответа (экспериментатор намеренно уклонялся от какого-либо вмешательства в процесс выполнения) никак не сказывалось на дальнейших поисках решения. В то же время дети, проявившие второй вид целенаправленности, оказывались беспомощными, если их лишали указаний.

И, наконец, третий вид целенаправленности назвали нестойкой и отнесли к случаям отказа от попыток решения при столкновении с затруднениями. Здесь также выделились две подгруппы: одни дети отказывались от цели после многочисленных проб, другие при первой же неудаче.

Таблица 1. Результаты проявления детьми разных видов целенаправленности ( в %)

Возраст детей

Количество детей

Вид целенаправленности

I

стойкая целенаправлен-ность

II

мало активная

целенаправленность

III

нестойкая целенаправлен-ность

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

18

22

20

27,5

36,3

40,0

33,0

40,9

45,0

38,5

22,7

15,0

В таблице 1 представлены результаты проявления детьми разных видов целенаправленности в зависимости от их возраста. Мы видим, что для детей 4-5 лет (средняя группа) наиболее характерен III вид целенаправленности – нестойкая целенаправленность. Детей старшей и подготовительной групп, в большей степени, отличает малоактивная целенаправленность. Стойкая длительная целенаправленность занимает у них второе место. Таким образом, мы можем сказать о том, что целенаправленность в старшем дошкольном возрасте развита недостаточно для формирования произвольного внимания. Кроме того, исследователи заметили, что наибольшая целенаправленность проявлялась дошкольниками при выполнении ими интересных для данного возраста заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru