Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Теории решения изобретательских задач » Возможности ТРИЗ

Возможности ТРИЗ

Страница 1

Возможности ТРИЗ основаны на следующем:

1) ясное формулирование структуры проблемы, редуцирование ее к предельно упрощенной форме в виде бинарного противоречия (или нескольких противоречий) – этим актом ТРИЗ обеспечивает правильную диагностику проблемы, выявление ее действительной сути;

2) определение экторов (взаимодействующих элементов) проблемной ситуации и ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемы, для устранения противоречий во взаимодействиях экторов – это ТРИЗ-исследование позволяет, так сказать, оценить реальные силы «противников» и «союзников»;

3) выдвижение идеальных целей, мысленное идеальное моделирование нужных функций, требующихся от будущего решения – этим ТРИЗ стимулирует уход от стереотипного воздействия привычных решений, существующих в окружающих объектах;

4) использование опыта создания сотен тысяч эффективных изобретений для нахождения решения актуальной проблемы – ТРИЗ дает примеры таких решений в виде моделей перехода от состояния «было» к состоянию «стало» (приемов) и иллюстрирующих их примеров;

5) применение ТРИЗ – законов развития систем для стратегического выбора направления поиска идеи решения;

6) применение строгой дисциплинирующей методики пошагового анализа проблемы и синтеза идеи решения в виде так называемых алгоритмов решения изобретательских задач (АРИЗ).

Этим аспектам поддержки логической составляющей синтеза решения и посвящены основные страницы книги. Эти аспекты и составляют объективную основу классической ТРИЗ.

И все же часть книги посвящена также нашим работам в направлении поддержки интуитивной составляющей творчества. Мы ведем интенсивную разработку и тестирование софтвера для интеграции обеих составляющих реального творческого процесса.

Практическая направленность книги определила как стиль изложения теории – без академических или дидактических формализмов, – так и подбор примеров. Последнему автор уделил наибольшее внимание. Во-первых, примеры призваны убедительно показать надежность опытно-экспериментальной основы теоретических моделей – навигаторов мышления для решении новых задач. Во-вторых, примеры должны объективно отражать возможность и естественную неразрывность алгоритмической навигации мышления и эвристического творчества.

В целом многолетний опыт применения ТРИЗ позволяет сказать следующее. Процесс создания новых систем и технологий основан на поиске инновационных идей. Создание крупных идей требуется как результат исследования и развития перспективных направлений. Ежедневно требуются большие и малые решения в проектной деятельности. Поиск идей является самым сложным и драматическим актом инновационных процессов. До настоящего времени нет учебных заведений, которые систематически и направленно учили бы ТРИЗ-методам создания новых идей. И ключевой проблемой для организации такого обучения является создание теоретических основ ТРИЗ-образования. Любая деятельность вырастает из принципов ее организации. Поэтому здесь заложено несколько современных теоретических концепций ТРИЗ, принципиально важных для их эффективного практического применения, для самостоятельного изучения и для организации учебных ТРИЗ-курсов в тех или иных образовательных учреждениях.

Наши непрекращающиеся поиски новых выразительных представлений моделей ТРИЗ как бы поощряются известным высказыванием основателя ТРИЗ о том, что решение изобретательских задач требует не столько новых знаний, сколько хорошей организации уже имеющихся знаний.

Место и роль процесса обучения основам современной ТРИЗ (Modern TRIZ) и последующего применения ТРИЗ на практике показаны на схеме, представляющей философию развития ТРИЗ-приложений в виде «3Е-модели»:Концептуальные основы обучения и применения ТРИЗ кратко могут быть выражены триадой: реинвентинг, стандартизация и креативная навигация. Действительно, весь опыт ТРИЗ экстрагируется из практики (experience), из анализа реальных изобретений и высокоэффективных инновационных решений. Именно реинвентинг является процессом исследования и экстрагирования ключевых идей таких решений. ТРИЗ-реинвентинг выполняется так, словно каждое анализируемое изобретение было сделано на основе ТРИЗ. Это помогает понять объективную логику и объективные креативные находки автора изобретения, представить их в форме, несравненно более понятной и доступной всем, кто хотел бы увидеть, как именно было сделано то или иное изобретение.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru