Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
2. Сопоставление звуков по артикуляции (общее, разное).
3. Соотнесение звука с буквой рукописного шрифта.
4. Выписывание букв в воздухе или на столе пальцем или рукой.
5. Соотнесение буквы с «опорой» (с картинкой, с запоминающимся графическим элементом: ф – человечек, который держит руки на поясе, т – похожа на грибок, ж – на жука, б – белочка с хвостиком, з – змея, п – перекладина и т.д.).
6. Поэлементная запись букв с проговариванием.
7. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б.
8. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т.
9. Определить различие сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В.
10. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве:
Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.
11. Чтение слоговых таблиц.
Ба-да, а-да-а-ба,
бо-до, о-да-о-ба,
бу-ду, у-да-у-ба,
бы-ды, а-бы-а-ды.
(Таблица должна быть выполнена в рукописном шрифте).
7. Вставить пропущенные буквы в слова:.елил ал ел. (Сколько слов записано на доске? Прочтите их.)
8. Расставить картинки на доске в два ряда по наличию смешиваемых букв.
9. Хором индивидуальное чтение пословиц, поговорок с изучаемыми звуками
10. Выборочный диктант слогов:
а) диктовка серии (не более 1-го – 2 раз)
б) отраженное проговаривание хором
в) запись серии.
Главной целью являлось закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для контроля правильности включались все четыре анализатора.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов предложения, аграмматизмы.
В литературе распространена концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения письма как проявления системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. В связи с этим коррекционная работа должна строиться на учете всех этих нарушений и вестись постепенно, по–принципу от простого к сложному. Поэтому коррекционная работа подразделяется на три уровня:
1. Работа на фонетическом уровне.
2. Работа на лексическом уровне.
3. Работа на синтаксическом уровне.
Все эти уровни находятся в тесной взаимосвязи и не должны иметь место резкие переходы между уровнями.
Практическая часть работы посвящена выявлению детей с дисграфией. При обследовании процесса письма учащихся начальных классов мы выявили следующее:
1. В общеобразовательной школе в начальных классах существуют специфические ошибки на письме.
2. Ошибки на письме встречаются в связи с несформированностью фонетико-фонематической стороны или с недостаточностью гностических процессов.
3. Коррекционная работа должна носить дифференцированный характер с учетом выявленных нарушений.
Основные направления коррекционной работы для этих групп детей заключаются в развитии фонематического восприятия и зрительного гнозиса с учетом сохранных анализаторов, преобладание устных форм работы над письменными, что не только актуально для детей с фонетико-фонематической недостаточностью, но и позволяет увеличить объем практических языковых упражнений.
Таким образом, отклонение письма продолжает оставаться в общеобразовательной начальной школе частым явлением, что объясняется нечеткой диагностикой при поступлении ребенка в школу.
Этим детям необходима специальная логопедическая помощь. Поэтому, при общеобразовательных школах должны создаваться логопедические пункты и классы коррекции.